Обоснование целесообразности
Тема поддержки «третьего сектора» экономики в последние годы получила новый вектор развития. В Послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин сказал: «Мы будем и дальше поддерживать социально ориентированные некоммерческие организации. В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив».
В настоящее время принципиальный момент участия НКО в предоставлении социально-значимых услуг населению фиксируется в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015: «В таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей, нужно больше доверять и гражданскому обществу, некоммерческим организациям. Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, меньше бюрократизма в их работе».
Некоммерческие организации, которые постоянно осуществляют свою деятельность, доказали свою значимость и обеспечили репутацию надежных партнеров государства. С помощью некоммерческих организаций аморфное «массовое» сознание приобретает действенный, социально-значимый импульс. Гражданское общество получает возможность выявлять наиболее тонкие, проблемные темы в пространстве своего развития, подавать сигналы об опасности, предупреждая терроризм, кризисы, социальные разломы. Власть, в свою очередь, получает действенную «обратную связь», что позволяет принимать превентивные меры и оперативно реагировать на измененное состояния общества.
Развитие каналов взаимодействия гражданского общества и власти отвечает насущным интересам обоих сторон. Необходим социальный контракт между гражданским обществом и государством как способ заключения конвенций для создания важных правил взаимодействия. Сотрудничество государственных институтов с гражданским обществом через диалог с широким кругом общественных организаций имеет важнейшее значение для успешного проведения государственной политики, в том числе – социальных реформ.
Необходима целостная система поддержки общественных объединений, выполняющих социально значимые задачи.
Правовой основой признания НКО социально значимой является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О некоммерческих организациях».
В соответствии со ст.31.1. указанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов.
Все эти направления деятельности требуют финансовой и ресурсной поддержки. Выработка комплексного механизма поддержки СО НКО находится в начальной стадии, но многим уже сегодня необходима помощь, чтобы сделать первый шаг, доказать свою значимость и умение эффективно работать. С этой целью. Общественная палата Тюменской области на базе Общественной приемной реализует проект «Общественный Ресурсный Центр поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО)».
База создания Общественного ресурсного центра
АНО «Центр изучения гражданских инициатив» является юридическим оператором Общественной палаты Тюменской области с 2014 года, и на его базе создана Общественная приемная Общественной палаты Тюменской области (ранее – Гражданского форума Тюменской области).
Офис АНО «Центр изучения гражданских инициатив» размещается по адресу г. Тюмень, ул. Котовского 54/3. Полезная площадь 190 кв. м. Центр оборудован офисной мебелью, необходимой для проведения массовых мероприятий. Имеется конференц-зал (зал заседаний) на 50 человек, приемная и кабинеты для индивидуальной работы, 5 компьютеров, сервер, выделенный скоростной Интернет, факсимильная связь, цветные и черно-белые принтеры, проектор с экраном для электронных презентаций, учебные доски и другое оборудование. Офис телефонизирован 3-мя городскими телефонными номерами. Оборудование на базе АНО «Центр изучения гражданских инициатив» позволяет автономно проводить социологические исследования и мониторинги, выпускать различные методические и информационные материалы.
В 2016 году начато новое направление: создание микрофильмов и видеороликов о деятельности СО НКО. С этой целью оборудовали виртуальную студию, разработали электронный макет.
Ежемесячно (кроме спецвыпусков) выпускается газета «Гражданская трибуна Тюменской области» - издание Общественной палаты Тюменской области. Тираж 3-5 тыс. экз. полноцветная, 8-16 полос, распространяется бесплатно.
В Общественной приемной проводятся различные мероприятия общественных объединений: акции, заседания, собрания, гражданские слушания, конференции, заседания рабочих групп, мониторинги по актуальным темам и социальным проблемам.
Общественная приемная стала центром по организации Выставок социальных проектов общественных объединений Тюменской области. Выставки проводятся раз в два года и привлекают более 100 НКО единовременно. Организационная и методическая поддержка НКО – потенциальных участников Выставок позволила создать уникальную базу социальных проектов по 10-ти кластерам:
«Спорт и здоровый образ жизни»
«Повышение качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья»
«Культура и искусство»
«Военно-патриотическое воспитание»
«Духовно-нравственное воспитание»
Социальные технологии и инновации»
«Межэтнические и межконфессиональные проекты»
«Молодежные проекты»
«Социальная сфера:
образование, здравоохранение, благотворительность, помощь»
«Экологическое воспитание и забота о природе»
Региональные выставки как форма представления социальных проектов возникла в 2011 году на основании распоряжения Правительства Тюменской области № 1096-рп от 11 июля 2011 года с целью поддержки и дальнейшей активизации осуществления на территории Тюменской области социальных проектов общественных объединений и некоммерческих организаций. Всего было проведено 3 областных выставки, на которых представлено более 320-ти социальных проектов. Специалисты ОРЦ расширили традиционные формы визуализации проектов, а именно: стенды, фотоальбомы, предметный ряд (изделия и поделки, макеты, картины, игрушки), полиграфическая продукция (буклеты, листовки, брошюры, газеты, визитки, каталоги), презентации, видео, представления (мини спектакли и театрализованные миниатюры), формы и костюмы, мастер-классы и т.
За годы успешной работы сложились принципы проведения таких выставок, а именно:
Минимальная формализация.
Широкий допуск к участию.
Разнообразие форм представления.
Общность пространства.
Конкурсный подход.
Поощрения, награды.
Перспективы.
Итоги.
Представление.
Ежегодно в Центре проводится организационная работа по подготовке делегаций на выставки-форумы социально значимых проектов УФО. В 2013 году 6-й Форум проводился в Тюмени, и Центр стал базовой площадкой по его подготовке. Именно здесь участники Форума получили все необходимое для презентации своих проектов, улучшили качество их представления и восприятия.
«Общественный ресурсный центр СО НКО» (далее ОРЦ СО НКО) стал инициатором создания в 2015 году Альянса Социально-ориентированных НКО, который объединил более 50-ти организаций, и активно продолжает свою деятельность. За 10 лет с момента образования ОРЦ поддержку и внимание получили более 300-т НКО.
Представляется целесообразным продолжать и развивать это направление работы, так как для этого уже создана необходимая материально-техническая и информационно-методологическая база. Однако главным ресурсом были и остаются люди. В Общественной палате собралось немало профессионалов, кандидатов и докторов наук в гуманитарной сфере, специалистов практиков, имеющих опыт взаимодействия с НКО в оказании им консультационной, методологической и организационной помощи.
Социально ориентированные некоммерческие организации обладают тем необходимым потенциалом и знаниями, а главное энергией, которые позволят оказывать государственные услуги или, как предлагается в Послании Президента «общественно-полезные услуги», населению на достаточно высоком качественном уровне. Решающую роль в развитии негосударственного сектора экономики должны сыграть сами некоммерческие организации и драйвером их активизации может стать Общественная палата Тюменской области.
Цели и задачи проекта
Цель – ресурсная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, оказание информационно- методической, издательской, просветительской, организационной и попечительской помощи общественным объединениям.
Задачи проекта
Общие:
1. Интеграция общественных объединений для решения социально значимых задач, расширения собственного пространства развития.
2. Реализация механизма независимой оценки качества услуг, открытости информации о работе учреждений социальной сферы.
3. Формирование наиболее активного сектора НКО, способного консолидироваться для решения важных социальных программ, проведения социологических опросов и гражданских мониторингов в кризисных ситуациях.
4. Поддержка молодых НКО на первых этапах развития, помощь в моделировании «старт-ап», строящихся на основе инновационных социальных технологий.
5. Адаптация функций НКО в оказании социальных услуг населению в соответствии с требованиями государственных социальных учреждений.
Системные:
1. Оказание СО НКО, общественным объединениям реальной помощи в проведении различных мероприятий, публичных слушаний, презентаций социальных проектов
2. Оказание помощи в выпуске печатной и полиграфической продукции, разработке дизайна экспо-мест для участия в выставках социальных проектов.
3. Информационная поддержка СО НКО: предоставление информационных ресурсов Общественной палаты Тюменской области: газетные площади, сайт ОПТО, создание информационных поводов для других СМИ по отражению деятельности СО НКО.
4. Системная мотивация к активной деятельности через конкурсы лидеров НКО, поиск социальных партнеров, выявление рейтинга социального капитала и др.
5. Систематизация направлений деятельности НКО, формирование базы социальных проектов, участие в формировании и обновлении реестра СО НКО совместно с Департаментом социального развития Тюменской области.
Исследовательские:
1. Анализ состояния гражданского общества по уровням максимальной активности и наиболее острых конфликтных разломов через проблематику НКО.
2. Содействие в разработке целевых проектов и программ с участием представителей НКО и институтов гражданского общества.
3. Мониторинг финансового и ресурсного обеспечения СО НКО с целью выявления потребности в оказании помощи и поддержки.
4. Разработка обучающих программ, сценариев проведения мероприятий, тренингов для модераторов и т.д.
5. Создание творческих лабораторий для генерации идей в сфере развития социальных технологий и построения образа будущего.
Стратегия реализации проекта
Стратегия проекта направлена на интеграцию векторов деятельности общественных объединений, гражданских институтов в социально значимое русло решения актуальных проблем гражданского общества. Необходимо объединить усилия общественников по решению практических (тактических) задач и создать для них на этом фоне условия консолидации. Проект должен представлять интерес с концептуальной, методологической, информационной и, что особенно важно, практической точки зрения.
Сегодня среди НКО, ни для кого не секрет, существует разнонаправленность, разрозненность, дублирование целей и задач, отсутствие элементарных возможностей собраться, использовать сеть Интернет, большой Конференц-зал и прочее. АНО «ЦИГИ» уже имеет опыт консолидации НКО в рамках подготовки Выставок социальных проектов как на уровне УФО, так и на региональном уровне.
Методы реализации проекта
в рамках поставленных задач для нас очевидны. Располагая минимально необходимым набором необходимого оборудования и площадями, мы уже сегодня оказываем информационную, методическую, организационную и просветительскую поддержку институтам НКО и можем оказывать ее и дальше.
В основе проекта лежит возможность оказания реципиентам ряда услуг, имеющих практическую ценность. А именно:
1. Пользование услугами сети Интернет (выделенная линия).
2. Ксерокопирование малых тиражей раздаточного материала.
3. Факсимильная и телефонная связь.
4. Предоставление Конференц-зала для проведения мероприятий публичного характера (73 кв. м, вместимость до 50-ти человек).
5. Обслуживание мероприятий (организационно-техническое, информационное).
6. Проведение гражданских публичных слушаний и консультаций различной направленности с приглашением специалистов, депутатов, чиновников различного ранга.
7. Оказание юридического, методологического содействия в организации мероприятий социального характера.
8. Разработка дизайн-макетов полиграфической продукции.
9. Выпуск малых тиражей брошюр, информационных бюллетеней, методической литературы, мини-газет малого формата, листовок и др. печатной продукции.
10. Предоставление печатных площадей в газете «Гражданская трибуна Тюменской области» для размещения информационных материалов, публикаций, статей.
11. Оказание журналистской помощи в освещении деятельности СО НКО институтов гражданского общества и НКО, содействие в написании пресс и пост-релизов, публикаций, помощь в разработке сценариев для создания видеороликов о проведенных мероприятиях.
12. Проведение электронных презентаций проектов (проектор, экран, компьютер);
13. Содействие в разработке веб-сайтов СО НКО, организации информационных порталов, проведении веб-семинаров и конференций.
14. Проведение обучающих семинаров, учебных занятий и общественных консультаций.
15. Проведение учебных занятий с общественными объединениями «Как правильно написать грант».
16. Оформление альбомов и фотовыставок по результатам проведенных мероприятий СО НКО и о проделанной работе Общественного Ресурсного Центра за отчетный период.
17. Организация и проведение праздничных мероприятий, посвященных знаменательным датам СО НКО.
18. Оказание консультационной и методологической поддержки при разработке проектов и программ на получение субсидий из мунципального и областного бюджета.
19. Мониторинг эффективности оформления заявок на получение президентских грантов, пиар-акции для победителей.
АНО «Центр изучения гражданских инициатив» располагает профессионалами высокого класса по предпечатной подготовке выпускаемой продукции, цветоделению, дизайну и т.д., которые могут привлекаться как на постоянной основе, так и в рамках договоров на оказание услуг и трудовых соглашений. Кроме того, Центр имеет возможность выпуска собственных информационных материалов, методических пособий для осуществления целей и задач по поддержке НКО.
Организационные ресурсы подкрепляются административными ресурсами – поддержкой Правительства Тюменской области.
Ожидаемые результаты
Мы ожидаем от реализации проекта «Общественный Ресурсный Центр поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО)» не только привлечения широкой сети общественных объединений, но и активизации их деятельности по следующим аспектам развития:
1. Увеличение количества СО НКО – исполнителей социально полезных услуг.
2. Увеличение количества получателей президентских грантов.
3. Улучшение качества и эффективности социальных проектов СО НКО.
4. Формирование активной базы СО НКО.
5. Создание кадрового резерва лидеров СО НКО.
6. Расширение возможностей молодых СО НКО.
7. Создание ниши социального творчества и инноваций.
8. Популяризация социально полезной общественной деятельности, вовлечение в этот круг гражданских активистов.
9. Аналитический обзор состояния «третьего сектора».
10. Создание системы социального партнерства с органами власти.
Своевременная государственная поддержка послужит мощным импульсом в развитии СО НКО в Тюменской области.