В Общественной приемной перманентно проводится анализ состояния гражданского общества с целью определения коррекционных воздействий и принятия превентивных мер по линии «обратной связи».
Исходная информация – результаты опроса мнений граждан из поступающих писем и звонков, результаты специально проводимых акций и мероприятий (деловых игр, пресс-конференций, заседаний круглых столов и т.д.).
Одной из форм анализа является Общественная экспертиза.
Цель экспертизы: с одной стороны – выявление актуальности и целесообразности реализации гражданской инициативы, с другой стороны - определение ее реализуемости и сложности.
Профессиональная экспертиза осуществляется специально созданными решением Исполкома Общественной палаты экспертным советом в статусе Рабочей группы. С этой целью могут быть привлечены ученые, политологи, социологи, социальные психологи, юристы, экономисты, специалисты по отдельным направлениям. Экспертный Совет назначает группу экспертов не менее трех человек для осуществления отдельных экспертиз. В состав экспертных групп в обязательном порядке должны входить члены Общественной палаты.
Гражданская (общественная) экспертиза отражает общественное мнение относительно того или иного решения (проекта, программы) органов исполнительной и законодательной власти. Наиболее эффективными могут быть интерактивные телевизионные опросы населения. Традиционные методы – социологические мониторинги и глубокие экспертные опросы.
В рамках проекта «Гражданская трибуна» проблема поиска экспертов и интервьюеров снимается сама собой, так как информационный поток, исходящий от гражданского общества, активизируется самостийно. Достаточно только указать каналы, по которым пойдет информация от источников гражданского общества до органов власти и подтвердить, что сигналы не остаются без внимания. В целом это своего рода «общественная приемная», выполняющая свои функции виртуально и избирательно. Публикация результатов опросов, писем и запросов граждан с сопровождающими их ответами власти с решениями указанных проблем создает эффект «взаимодействия» гражданского общества с властью, что само по себе уже играет роль «социальной терапии».
Состояние гражданского общества есть состояние сложной системы, имеющей многие направления деятельности, каждое из которых, в свою очередь, связанно определенными факторам развития. Для того, чтобы определить состояние гражданского общества, необходимо вычленить основные параметры, которые характеризуют систему в целом, а именно:
1 – СТАБИЛЬНОСТЬ – уровень социальной устойчивости;
2 – КОНФЛИКТНОСТЬ – уровень протеста («точка кипения»).
3 – ДИНАМИЧНОСТЬ – степень социальной активности;
4 – НАПРАВЛЕННОСТЬ - вектора действий;
5 – ДЕСТРУКТИВНОСТЬ – уровень потребности разрушения, отрицания;
6 – СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ – индекс прогрессивного развития;
7 – СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ – отрицание внешних воздействий;
8 – ДАВЛЕНИЕ – пробивная сила и воля граждан;
9 – ЗАВИСИМОСТЬ – уровень саморазвития;
10 – ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ – в баллах.
Все эти параметры измеряются с помощью экспертного или социологического инструментария. Вполне допустимо использовать интегральные оценки специальной экспертной комиссии, которая по 10-ти бальной шкале средневзвешено оценивает тот или иной параметр.
По результатам экспертизы оценивается состояние гражданского общества в разрезе вышеназванных параметров. Далее следуют выводы, насколько гражданское общество активно, управляемо, конструктивно, стабильно и т.д. От этих выводов зависит построение дорожной карты социальной проблематики.
Результаты социологических опросов и мониторингов проводит АНО «Центр изучения гражданских инициатив». Подробнее с ними можно ознакомиться в разделе «МОНИТОРИНГИ».